Именно с этой песни произошло моё знакомство с творчеством этого удивительного автора. Фирма "Мелодия" (а других тогда и не было в Союзе) выпустила пластинку талантливого Ленинградского автора. Небывалый случай!.. Отличное качество записи!.. Ничто не шипит и не хрипит... каждое словечко слышно. Это не закатанные пленки на бобинах магнитофонов. А главное - какое потрясающее владение гитарой!.. Послушаешь такое, и смиренно повесишь собственную гитару на гвоздь, чтобы к ней не притрагиваться больше...
Надо признаться не многих из моих тогдашних друзей заинтересовали песни Александра Дольского. Не наш он был!.. Не уличный... С Вл. Высоцким было все понятно - он и полярник, и подводник, и лётчик, и бывший зек, и кем он только не был!.. Отсюда повсеместная народная любовь!.. И могло ли быть иначе?.. У Дольского - другое. Паркетно-салонное что-то. Даже декадентское что-то для Советского времени. Но и горечи хватало в его песнях. Словом меня он покорил!
В силу своей влюбленности в актерство, я был поражен его звуковыми имитациями в песнях, где он изображал звук трубы и барабана, и целого джаз-оркестра!..
А после фильма "Мужчина и женщина" Клода Лелюша я влюбился в ритмы боса-новы и самбы, кроме самой любви к неподражаемой Анук Эме - героини фильма!..
Словом, трудно было допустить мысль, что в Авторской песне можно что-то изобразить в плане экзотических музыкальных стилей.
Сыграть такое мне было не под силу!.. За то, когда уж мне попалась народная шотландская песенка о том, как женился Джон, я разошелся вовсю!.. И пел ее за столами на кухнях и у костров, и на студенческих посиделках. И заработал себе приличный рейтинг, как широко известного барда в узких кругах ограниченных людей - как мы тогда шутили.
Александр Александрович Дольский - поэт, актер театра Аркадия Райкина, музыкант, виртуозно владеющий гитарой. Проводятся выставки его художественных работ.
Родился в Свердловске 7 июня 1938 года. Отец - Дольский Александр Викторович (1913 г. рожд.), Заслуженный артист России, солист оперы Свердловского академического театра имени А.В. Луначарского, а затем Куйбышевского театра оперы и балета. Мать - Дольская Елизавета Александровна (1912 г. рожд.), балерина, выпускница Ленинградского академического хореографического училища имени А.Я. Вагановой. Супруга - Дольская Надежда Александровна (1950 г. рожд.). Сыновья: Александр (1977 г. рожд.), Павел (1978 г. рожд.), Петр (1983 г. рожд.).
В театре А.И. Райкина Александр Дольский исполнял свои лирико-философские песни, выступал как актер. В 1979 году его избирают членом ленинградского отделения Союза литераторов (драматургов). C 1980 года он вновь переходит в новое качество, став, как принято говорить, "свободным художником". В том же году выходит его первая пластинка-гигант "Звезда на ладони".
В творчестве Александра Дольского есть одна особенность, выгодно отличающая его от многих исполнителей, поющих под собственное сопровождение на гитаре (как любителей, так и профессионалов). Если у них гитара играет подчиненную роль и аккомпанемент не выходит из пределов пресловутой тональности ре-минор, то гитара Дольского - его равный партнер, и ей принадлежит половина успеха. Пальцы его в свое время были "изранены струнами" не зря. Он владеет инструментом виртуозно, любимая им гитара плачет и смеется, по его желанию может отозваться хрустальным звоном клавесина, рассыпаться трелью балалайки, простучать сухой дробью барабана. И он с полным основанием включает в свои программы музыкальные пьесы, демонстрируя игру мастерскую, изящную, темпераментную.
Особенно взыскательно относится Александр Дольский к выбору репертуара, меняет его в зависимости от состава зала, строго придерживается последовательности исполнения песен в своих сольных концертах. Его выступление превращается в театр одного актера, в своеобразный спектакль, где перед зрителями проходит целая галерея персонажей - от романтика, влюбленного в свой город, до озорного шутника.
Так, со временем, каждый из выдающихся гениальных и великих творцов в жанре Авторской песни повлиял на мои дальнейшие поиски своей ниши в этом жанре. О Дольском можно говорить много, но лучше слушать его песни, чем рассказы о их форме и содержании!.. Что я и предлагаю всем, кто зашел на эту страничку!..
Эту песню Дольского я услышал впервые, благодаря Вашей ссылке, Оля!..
А ваще, я смотрел как-то его сольный концерт в записи - это удивительно, как он заводит зал!.. Дай бог ему здоровья и вдохновения!..)))
Вообще-то здесь достаточно сложно разобраться. Многие авторы-исполнители выступают на фестивалях шансонной музыки и делают это с большим успехом. Ведь это прежде всего музыка для души с красивыми словами, берущими за самое живое, а такие слова может написать лишь человек, что-то испытавший в жизни сам. Значит шансон и авторская песня почти одно и тоже.
Вообще-то здесь достаточно сложно разобраться. Многие авторы-исполнители выступают на фестивалях шансонной музыки и делают это с большим успехом. Ведь это прежде всего музыка для души с красивыми словами, берущими за самое живое, а такие слова может написать лишь человек, что-то испытавший в жизни сам. Значит шансон и авторская песня почти одно и тоже.
Полностью согласен с Вашими высказываниями....я тоже так считаю.
Вообще-то здесь достаточно сложно разобраться. Многие авторы-исполнители выступают на фестивалях шансонной музыки и делают это с большим успехом. Ведь это прежде всего музыка для души с красивыми словами, берущими за самое живое, а такие слова может написать лишь человек, что-то испытавший в жизни сам. Значит шансон и авторская песня почти одно и тоже.
О, нет, уважаемый Whesiusia!..
Это не одно и тоже. Хотя, возможно, это моё субъективное мнение. И в тоже время, многие разделяют моё мнение. Многие из моего поколения. Что с этим поделать. У нас с вами - молодыми разное восприятие мира, разный жизненый опыт. Это нормально. Так было всегда. Но часто бывают и исключения. Как я уже говорил - одно из исключений КВН!.. Где просто диву даешься, откуда такое тонкое понимание всех нюансов своеобразия текущего момента!.. Какой точный искрометный юмор. А ничто не действует более убедительно, чем здоровая ирония и юмор в сторону сомнительных ценностей!..
Если я сейчас начну занудствовать почему я не люблю "шансон", я рискую навлечь на себя гнев тысяч пользователей, которые искренне любят этот жанр!.. Мне бы этого не хотелось... Поэтому не унижая и не оскорбляя чьих-то симпатий к "шансону" изложу вкратце почему я не считаю "Шансон" и Авторскую песню одножанровыми.
Да!.. Сходство этих жанров несомненно в том, что здесь доминируют Автор и Исполнитель в одном лице. Но на этом сходство и заканчивается. Дальше одни различия.
Давайте признаемся сами себе - песни шансона под простую гитарку, без синтюкового сопровождения, а иногда и "бэк-вокала" немыслим!".. Он не имел бы такого успеха. А в Авторской песне - это в порядке вещей!.. Песни Высоцкого, правда, были аранжированы оркестром Г. Гараняна - спасибо ему!.. Это был рискованый ход по тем временам. Добавило ли это популярности гениальному автору?.. Не думаю. Может быть на Западе и добавило. Там тоже был записан ряд песен Высоцкого и даже на французском языке. Замечательно!.. И его там по праву называли Русским шансонье. А уж французы знают толк в истинном шансоне: (Жак Брель, Морис Шеволье, Жульен Беко, Эдит Пиаф, Шарль Азнавур и т. д.)
И вместе с тем, песни Высоцкого под простую гитару так же естественны, как восход солнца по утрам!.. А песни уважаемого любителями шансона М.Шуфутинского под гитару "потянут" в том случае, если это песня, скажем, Олега Митяева "Если в доме не наточены ножи". С ней связана не совсем приличная история об авторском праве. О.Митяев, пожимая плечами, как-то скромно поведал о таком случае в одной из программ.
Далее - Тема!.. Тут не хотелось бы длинно. И опять же стрёмно. Но не могу не сказать: блатная уголовно-процесуальная романтика привлекает многих в этих песнях. Но аналитического мышления и болевого шока, как в песнях Высоцкого там нет!.. "Банька по-белому" это не шансон. Это баллада-шедевр о целой эпохе страны!.. Да и любая его песня о тюрьме ("Сижу на нарах я в Нарофоминске") это либо душераздирающая боль, либо горькая ирония и любовь к Человеку при всех его изломах судьбы. И это очень перекликается с гениальным фильмом В.М. Шукшина "Калина Красная"...
В сегоняшнем шансоне - больше эдакое ресторанно-купеческое... Что тоже вполне объяснимо. Как-то попалось мне любопытное интервью одного старого АВТОРИТЕТА о жизни "Воров в законе" (сейчас и это понятие стало нивелироваться беспределом новой генерации молодых клыкастых волчат) Он рассказывал:
Да есть ОБЩАК, да есть бабло у вора. Дальше что?.. куда их в Советское время было девать?.. (помните - Остапа Бендера не признали законным покупателем автомобиля, который он хотел подарить Козлевичу взамен старенькой "Антилопы Гну")
Деньги можно было с шиком потратить в курортных городах, в ресторанах и с меньшим шиком, но ежевечерне в городских ресторанах любого уровня!.. Зато какие чаевые получали музыканты!... Можно было еще все челюсти сделать золотыми...
И все!.. Отсюда и пошла такая своебразная ресторанно-блатная культура.
Сегодня... А что сегодня?.. Легализация капиталла!.. Американцы вовремя смекнули в эпоху Великой депрессии, что пора бы отменить пресловутый "сухой закон" и легализовать капиталлы гагнстеров, что и было сделано. И это стало поднимать экономику страны из кризиса.
Но ихние гангстеры предпочитали Джаз и мюзикл!..
А наши - вот ту самую ресторанную культуру.
И боже упаси меня осуждать это!.. Всё это реальные факты бытия нашего. Только и всего. Поэтому, очень точно сказал Александр Дольский, имея ввиду и шоубизнес, и шансон: "Это параллельные миры для меня!.." А они не пересекаются, как известно!..
И я с ним согласен!..
__________________ Actor
Последний раз редактировалось Actor, 04.12.2010 в 14:03.
Снова мчим мы, будто кони,
Всё надеясь на привал.
Век ушел, как «вор в законе»,
И всех нас обворовал.
Слава Богу, что оставил -
Кто в чем был одет, обут,
А кому - игру без правил,
А кому - чего сопрут!
И Наука, и Культура,
И Мистецтво, как бы есть,
Но, де-факто и де-юре,
Людям надо, как бы, есть.
Мы державный бисер мечем,
Мы открыты всем ветрам,
И прикрыть как будто нечем,
Как бы, стыд и как бы, срам.
В новом веке всё не ново -
Тот же плач и тот же смех.
Та же песня, то же слово
Обо всем и обо всех.
Кто идет тропинкой узкой,
А кто прёт по борозде.
И язык могучий русский
В мире слышится везде!
Он на Западе богатом
Худо-бедно, но звучит,
Покрывая русским матом
Пляс Пигаль и Уолл-Стрит!
Русский мат уступит разве
Бомбе в сотни мегатонн
Или той Сибирской язве,
Что из наших же сторон.
И выходят на подмостки
Этой жизни не простой
Беспризорные подростки
С бесприютною тоской.
И готовит Новой Смене
Жизнь «не посох и суму» -
Те, кто «ботает по фене»,
Объяснят ей, что к чему!
Озираясь воровато,
Окружают всё тесней
Криминальные волчата
Привередливых коней...
Мы - славяне и поныне,
Как бы «дети страшных лет».
Жизни нету и в помине,
Разве только в Украине -
Как бы, есть и, как бы, нет.
Ветер носит бестолково,
Как бы, плач и, как бы смех,
Как бы, песню, как бы, слово
Обо всём и обо всех!..
Совершенно согласна,что шансон и авторская песня две разные вещи,но позволю себе не согласиться с вашим мнением,что шансон стал ресторанно-купеческим.Послушайте Школина,Николай,
Добрый вечер, Оля!..
Здесь ниже привожу фрагмент нашей беседы на моей страничке СОТРИ СЛУЧАЙНЫЕ ЧЕРТЫ, которую мы провели сегодня с Вячеславом Серегиным. Получился очень полезный обмен мнениями... По ссылкам обязательно пройдусь. Спасибо!.. )))
(мой ответ Вячеславу)
Ха-ха!.. "русский Шанель" - это метко!.. Жан Татлян удивительно теплый, душевный исплнитель. И нельзя не согласиться с его доводами и Вашими оценками этого жанра, Вячеслав!.. И я склонен думать, что так оно и есть.
Но почему я дергаюсь всякий раз, когда слышу это слово "шансон"?.. Опять же от нашего этнического, геополитического и бог знает какого там своебразия. На самом рейтинговом и раскрученом "Радио-Шансон" на одну песню Макаревича или Розенбаума, или Лозы, которых всегда слушаю с удовольствием, как правило, приходится пяток песен именно "блатных"... Пусть не впрямую. Но вот обязательно о том, о всем, о чем как-то нехочется говорить... Значит кто-то это все оплачивает и выстаивает программы по своим вкусам. В этом все дело!..
Так у меня и сложилось в восприятии, и как я понял из Вашей статьи не у меня одного, что "шансон" - это обязательно Владимирский централ, лесоповал и т. д.
Самым ярким и одаренным представителем именно того "чистого шансона" считю Елену Камбурову!.. И не только потому, что она исполняет песни Жака Бреля на французском языке. Она не только певица, но и великолепная актриса. Она проживает на сцене каждую песню, как драматическое действо!.. В ее репертуаре исключительно классические, не для широкого массового понимания стихи к песням. А уж музыка Дашкевича и эти изящные аранжировки с "живыми" инструментами - это что-то отдельное!.. Наверное, и это нормально. Есть массовая культура, а есть иная... мягко говоря немассовая. Так что на наш век хватит всем по его лакомому куску!.. Спасибо за интересную беседу, Вячеслав!..
Николай,я думаю,что такое объёмное,яркое и многогранное понятие Шансон,просто не поместится в узких рамках ресторанной музыки.Я считаю,что кабацкий стиль-это только одна из граней шансона.Это моё мнение,и я его никому не навязываю.А песни послушайте,возможно,вы просто не сталкивались с этими исполнителями.
__________________
Наши поезда самые поездатые поезда.И никакие поезда по поездатости не перепоездят наши поезда.